SEO оптимизация и комплексная раскрутка сайтов, а также продвижение сайтов в Одессе, Киеве и по всей Украине.
 
 
Tuesday, 25 Nov 2014
 
 
LvivKlezFest-2014. Хроніка фестивалю (укр. та англ. версії відео) Print
x

 
 
 
 
LvivKlezFest-2014. Выставки на любой вкус Print
x

В рамках фестивалей еврейской музыки для львовян и гостей нашего города ВЕБФ "Хэсэд-Арье" всегда проводит разнообразные выставки – книжные, предметов иудаики, произведений декоративно-прикладного искусства и др. В этом году вниманию посетителей были предложены 3 интересные экспозиции – фотовыставка "Евреи, которые прославили Львов" в музее истории религии на ул.Староеврейской, 36; выставка из фондов львовского исторического музея "Обриси єврейського кварталу"; а также персональная выставка руководителя творческой мастерской "Нехама" (Львов, "Хэсэд — Арье") Алёны Фридман "Чарівність львівської сецессії" в кафе "Штука".

Одна из них — "Евреи, которые прославили Львов" — представила более 50 кратких жизнеописаний известных раввинов и ученых-талмудистов, общественных деятелей, историков, педагогов, музыкантов, артистов, литераторов, меценатов, врачей, учёных.

Эта выставка стала первым шагом в интересной, исследовательской работе по поиску имен, биографических данных и фотографий известных или незаслуженно забытых львовян — евреев, внесших значительный вклад в развитие науки и культуры нашего города.

    


Сецессия глазами Алёны Фридман

Львов - прекрасный город, который по своей красоте не уступает ни Вене, ни Будапешту. Возможно, поэтому его еще называют "жемчужиной сецессионной архитектуры". Гуляя по городу, стоит лишь оглянуться и пред вашим взором предстанут элементы сецессии - загадочные знаки, неизвестные изображения и лица на стенах, множество башен на крышах домов и пустых окошечек, сквозь которые просматриваются лишь крохотные кусочки небесной синевы, рисунки, на которых изображены экзотические растения и птицы, сложные числа, фигуры средневековых рыцарей, а также обнаженных нимф и муз… Все это разнообразие, воплощенное на шёлке открыл для львовян и гостей города "Хэсэд-Арье” в рамках фестиваля "LvivKlezFest”, персональной выставкой Алёны Фридман, которая состоялась с 4 по 31 июля в кафе-галерее "Штука". Несколько вопросов автору задал наш специальный корреспондент.

Корр.: Это Ваша 3-я персональная выставка?

А. Фридман: Да, это третья и, надеюсь, не  последняя.

Корр.: Творчество — состояние души. Какое оно — состояние души Алёны Фридман — было при подготовке именно этой выставки?

А. Фридман: Период сецессии — это время величайшего технического прогресса, подъема в развитии науки и искусства. В то время люди испытывали эмоциональный всплеск, их наполняли надежды на прекрасное будущее. Сейчас наше общество переживает большие потрясения, но все надеются на колоссальные изменения и перемены к лучшему. Пожалуй, именно эти чувства владели и мной.

Корр.: Я знаю, что Вы освоили много разных техник? А какая любимая?

А. Фридман: Мне все время нравится осваивать что-то новое и делиться приобретенным опытом с другими людьми. Поэтому, как только осваиваю новую технику, сразу же стараюсь научить других, для этого провожу мастер-классы. Любимая техника — как любимая музыка, она всегда разная и зависит от настроения и назначения.

Корр.: Мы желаем Вам новых творческих успехов.


Из книги отзывов:

"Я з великою радістю і задоволенням відвідала цю прекрасну виставку, на якій побачила фотографії музикантів, професорів Львівської консерваторії, яких знала особисто – Ейдельмана, Дайча, Вимера, Паїна, Арбіта, Голембо – прекрасних людей, які своєю культурою та знаннями зуміли привити нам, українцям, любов до музики, мистецтва, любов і повагу один до одного. Дякую всім, хто брав участь у підготовці цієї виставки". (Герман Стефанія Володимирівна, 50 років працювала у Львівській консерваторії)

"Спасибо всем, кто с такой теплотой и заботой прикоснулся к памяти наших славных предков. Пусть о них помнят и знают как можно больше людей». (Веселовская Виктория)

Это - прекрасно! - Это по-еврейски! От сердца - к сердцу (от ред.: о выставке А. Фридман "Чарівність львівської сецесії"). Б. и Л. Карп

 
 
LvivKlezFest-2014. Дух свободы. Здесь, сейчас и всегда... Print
x

Веселый таксист мчится по родному городу, перемежая шутками разговоры о погоде и политике, тем более, что и та и другая с завидным постоянством предоставляют поводы для обсуждения и осуждения. Хлесткий дождище загнал меня вместе с моей салонной укладкой под кров местной «Антилопы-Гну», и я все еще тихо надеюсь сохранить эту не частую роскошь на своей голове, ведь так хочется порадовать зрителей не только звездным составом одного из самых масштабных концертов за всю историю фестиваля «LvivKlezFest», а и приличным видом конферансье. Настроение приподнятое — еще немного, еще чуть-чуть — и свершится то, к чему мы так долго готовились! И даже текст Шуфутинского про «раскосую улыбку, которая в бархатном купается вине» — непременный атрибут наших такси — не способен омрачить моей радости…

Только бы ничего не перепутать! «Добрий вечір, пані та панове! Ми раді вітати Вас на нашому концерті «Дух свободи»…» Телефонный звонок врывается в гармонию ливня и поток моих мыслей тревожной нотой: «Саша, Сашенька, слышишь меня? Погибли… Да, опять… много! Кажется, 40… еще не знаю… минуту, минуту молчания объяви… такие молодые… да, и с наших краев тоже… поняла? Всё. Жду…»

Добрый вечер оплыл тяжелыми каплями и растворился в сумеречных переулках..

«Шалом, пані та панове! Мир вам!»… пауза… Голос, не дрожи пожалуйста, я знаю, тебе трудно, а мне страшно. Всем сейчас страшно. Но вот сидят люди — они ждут прекрасного… Они устали от страха. Почти полный зал Национального академического украинского драматического театра имени Марии Заньковецкой с трепетом готовится встретить лучших еврейских музыкантов мира во Львове. Сколько же длится минута молчания — маленькую вечность, в которой мы переносимся в своей памяти от одних трагических событий к другим.

1933 год. Берлин. Еврейская студия звукозаписи «Semer Label» — место духовного и физического пристанища еврейских музыкантов. Когда уродливыми наростами по телу Берлина расползаются таблички «Вход евреям воспрещен», и мир сужается с каждым днем, здесь кипит творчество — оперетта, народные песни, канторская музыка и даже опера исполняются и записываются талантливейшими музыкантами того времени, а то, что станет с ними потом… об этом еще не знают молодые голоса, в них звучит дух внутренней свободы, которую, как говорил толстовский Пьер Безухов, не ограничить никаким пленом. И уж, конечно, никакими табличками. Но тексты пронзительно мудры, а в кабарешной легкости — свинцовая тяжесть бытия на сломе времен.

Необыкновенной красоты записи создавались до 1938 года, пока еще можно было хоть как-то держаться. Но вот уже хрупкий кораблик еврейского музыкального искусства в нацистском Берлине обняла своими цепкими волнами Лета. Студия прекратила свое существование. А потом оборвалась жизнь 6 миллионов, понимающих, о чем поют на старых довоенных пластинках.

Рукописи не горят. Не горят и записи. Смог крематориев не смог закрыть от мира эту музыку удивительной красоты, которая выжила.

2014 год. Львов. Львов тревожный. Мирный, толерантный и осознающий хрупкость этого мира и ценность этой толерантности. Львов в ожидании новостей. Опять с фронта. Как 100 лет назад.

«LvivKlezFest-2014”, что шился, как те сарафаны и платьица из знаменитой песни, которые следует шить и носить, не смотря ни на что, представляет: международный музыкальный проект «Semer Label Reloaded” — созвездие музыкантов мирового уровня из США, Германии, Латвии. Они собрались, чтобы дать второе дыхание уникальным записям, оживив их на сцене не музейным экспонатом, а крепким мостом между прошлым, настоящим и будущим — тем самым мигом, который и называется жизнь.

Собрал музыкантов блестящий пианист, аккордеонист, аранжировщик, композитор, педагог и философ — невероятный Алан Берн из США, напоминающий мудрого льва Аслана — героя знаменитых «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса, написанных во времена второй мировой и утверждающих победу весны над зимой, любви над смертью, самопожертвования над подлостью. Алан Берн — один из основателей легендарной клезмерской группы «Brave Old World», название которой переводится как храбрый старый мир. Именно эта группа стояла у истоков возрождения клезмерской музыки и именно ее записи считаются золотым фондом современного клезмера. А еще Алан похож на волшебника Дамблдора из «Гарри Поттера» — прекрасной антифашистской детской книги для взрослых. Так же как и Дамблдор, Алан является директором академии волшебников. Академия эта находится в Веймаре и «в миру» называется «Yiddish Summer Werimar». Это крупнейший фестиваль-семинар клезмерской музыки и танца в Европе — настоящая Мекка для всех, кто хочет приобщиться к волшебному миру идишкайта.

Между Аланом Берном и Львовом-Лембериком — невидимая прочнейшая связь. Но об этом потом. А пока — пока зал замирает от восторга. Умопомрачительный в своих пассажах «Чардаш» в исполнении скрипача-виртуоза Марка Ковнацкого кружит голову бальным пуншем зрителю, а девушкам кружит голову и сам красавец-скрипач — Алейхемовский Стемпенюк. Тонкий и изящный блондин — немец Фабиан Шнидлер, влюбленный в еврейскую музыку и в совершенстве владеющий идиш, поет канторские произведения так, что чувствуется - этот человек пропустил через себя боль и страдания еврейского народа, и не только удивительный голос, мастерски представляющий богатство мелизматики канторского пения, но и глубина понимания того, о чем поется, делает его таким близким слушателю. Льётся потоками хмельной сладости и задумчивой печали кларнет одного из лучших кларнетистов Европы Кристиана Дэвида — автора музыки к фильму «Ментш», который открыл современный еврейский Львов миру. Богатым бархатом наполняет мелодии контрабас Мартина Лилиха — музыканта с задумчивым просветленным взглядом. Мартин несколько раз за кулисами повторяет мне великую истину: путь к миру лежит в обмене культурными ценностями, в диалоге, и диалог этот нужно вести с детства.

Бродвейским фейерверком и МХАТовской правдой «ошарашивает» певец Даниел Кан - принц мирового музыкального андеграунда и участник какого-то невероятного количества разнообразнейших музыкальных и театральных проектов, изначально «обреченных на успех», благодаря его фантастической харизме и трудоспособности. Кан — музыкальный революционер и в хорошем смысле провокатор. И здесь нельзя не упомянуть, что при его участии и участии других наших иностранных гостей во время событий бурной зимы этого года в Берлине состоялся большой концерт в поддержку Майдана, на этом концерте удалось собрать немалые средства, и все они были переданы в Украину. Среди организаторов этого концерта и участников проекта «Semer Label Reloaded» и Саша Лурье из Риги — моя восхитительная тезка, потрясающая разнообразием своих вокальных возможностей и театральных образов, ослепительная красавица с водопадом волос, которым предоставляется отдельная сценическая роль, и большим настоящим талантом. Этот талант заставляет нас вспомнить о таких дивах, как, например, великая Лили Марлен, и в то же время понять, что, сколько бы мы не сравнивали, перед нами — самодостаточная еврейская певица XXI-го века.

И конечно, конечно — Лорин Скламберг, чей уникальный голос — визитная карточка легендарных «Клезматикс». Лорин околдовывает зрителя, просто выходя на сцену, а уж когда в его исполнении звучит еврейское ретро, всем мурашкам мира велено быть там, где поет он.

Все это созвездие удивительных артистов окутано магией Алана Берна — музыкального руководителя проекта, и чего бы не касались его пальцы — фортепианных клавиш или аккордеонных, происходит рождение чуда здесь и сейчас…

Какое же это счастье, что «здесь и сейчас» — это во Львове-Лемберике, у Львові — Леополісі именно в это время — время испытаний страны и каждого, когда нам так необходимо чудо… необходима детская вера в победы добра над злом, а свободы над несвободой. И разве именно этот проект и именно во Львове, да и сам факт существования нашего фестиваля — не свидетельство самой возможности таких побед?!

Бурные, нескончаемые овации. Антракт. Во втором отделении зрителя ждет еще много чудес, а значит — продолжение следует!


Сейчас, когда время захлебывается тяжелыми событиями, концерт еврейской музыки «Дух свободы», состоявшийся всего полтора месяца назад в рамках фестиваля «LvivKlezFest-2014», уже кажется давней историей, но он и был историей — ожившей. И сам, наверняка, войдет в историю.

Молодёжный академический симфонический оркестр «ИНСО-Львов» с его десятками пар горящих юных глаз, неистовостью молодости и академической выучкой, сочетание которых дарит настоящую исполнительскую свободу, наполнил сцену театра звуками из далекого прошлого – непривычными и родными одновременно. «Свадьба в местечке, капелла играет, крик петуха и надорванный крехц, всхлипнет кларнет, и душа замирает, всхлипнет душа… и оркестр повторяет вздохи летящих влюбленных сердец…». Алан Берн, написавший симфонические аранжировки для традиционных свадебных клезмерских тем, поведал нам о своем замысле перенести звучание народных капелл клезмеров на симфоническую сцену, сохранив их дух и музыкальные краски.

Этот смелый эксперимент удался на славу, и, может быть, для уха почитателя симфонической музыки многое звучало неожиданно и впервые, ну так в этом же и прелесть.

Для многих первой ассоциацией на перекрестке клезмера и симфонии является легендарный мюзикл Джерри Бока «Скрипач на крыше», но при всей любви и уважению к этому достойнейшему произведению, это не совсем так. Мюзикл написан по другим канонам. Так что оставим Боку — Боково. К счастью, его произведение не сходит со сцен уже много лет. Клезмерская же музыка в симфонической адаптации, которую представил на нашем фестивале Берн — это настоящий раритет, и огромное спасибо Львовской областной филармонии, автору, спонсорам, музыкантам и фестивалю за то, что подарили нам возможность услышать и то, и другое.

Как же причудливо тасуются карты! Евгений Крук — концертмейстер оркестра «ИНСО-Львов», замечательный украинский скрипач, на открытии фестиваля «LvivKlezFest» — филармоническом концерте, программа которого состояла из фрагментов киномюзиклов, написанных композиторами еврейского происхождения, вдохновенно солировал в одном из произведений «Скрипача на крыше», и именно он волею судьбы оказался за дирижерским пультом в театре имени Марии Заньковецкой, управляя этой необыкновенной повозкой с академистами, превратившимися в клезмеров, и клезмерами со всего мира, возглавившими академистов — ведь вместе с нашими молодыми талантами из «ИНСО» оркестровые номера исполнили приезжие звезды, о которых мы писали в первой части (ред.: В предыдущем номере бюллетеня «Хэсэда-Арье»). И надо заметить, Евгений Крук оказался отличным артистом. Он необыкновенно органично вписался в круг клезмерских музыкантов, а его мастерство-озорство на сцене, внутренний шарм и музыкальная чуткость к новому дополнили необыкновенный эффект от выступления: некий космический международный штетл гулял свою вечную свадьбу, где слезы невесты, звон осколков бокала, разбитого в память о разрушенном Храме, смех балагул, торжественность бадхена — распорядителя на свадьбе и много еще чего давно ушедшего и, в то же время, оставшегося навсегда, слились в единое музыкальное целое.

Мне, как фанату родного города, родного фестиваля и родной филармонии необыкновенно приятно рассказать вам о том, что гости-музыканты остались не то, что довольны сотрудничеством с нашим оркестром, они просто были в восторге, а некоторые из них, чего греха таить, — плакали.

И было от чего… Во-первых, эти номера, написанные Аланом Берном для легендарного клезмерского ансамбля «Brave Old World» с симфоническим сопровождением последний раз исполнялись в уже далеких 90-х, и их возвращение на сцену стало трогательным событием для самого автора; во-вторых — и тут уж наша очередь плакать — их написание было вдохновлено уникальными записями еврейского оркестра из Украины, сделанными в 30-40-х годах, а значит,— это было настоящее возвращение к истокам, как к еврейским, так и к украинским; в-третьих — исполнены произведения были современными украинскими музыкантами на самом высоком уровне; а в-четвертых (и снова вспоминается булгаковская колода карт) — мама Алана Берна оказалась родом из-под Львова, и его первый концерт в Украине состоялся именно здесь, да ещё с таким размахом.

Может быть, читателю покажется все это слишком сентиментальным, но на фоне новой разворачивающейся трагедии такие вещи чувствуются еще острее, и иногда слезы, не выплеснутые во время очередного страшного потока новостей, зажатые в стиснутых кулаках выдержки, которой требует военное время, проливаются от осознания, как все в мире хрупко и одновременно прочно взаимосвязано… Прикоснешься бережно к одной ниточке — и радостно «качнется купол неба», дёрнешь за другую — и небо может упасть…

Да и если уж говорить о свадебной еврейской музыке – в обязанности бадхена (некий аналог тамады на еврейской свадьбе) входила задача на определённом этапе церемонии довести невесту и «сочувствующих» до слёз.  Это все имеет свою историю и объяснения, в которые мы сейчас не будем вдаваться, а расскажем о том, что бадхен в исполнении неподражаемого Лорина Скламберга, у которого была своя вокально-речитативная партия в свадебной сюите, довел зрителей Клезфеста до слез… от смеха, упомянув в традиционном для подобных речей перечислении участников церемонии полное название оркестра ИНСО, а также имя и фамилию самого дирижёра.

В сгущающейся тьме и огонь ярче, а искры юмора в тот клезфестовский вечер в театре сверкали во многих выступлениях. И, конечно, целый «юморной» согревающий костер развели для зрителей Ефим Черный и Сюзанна Гергус с коллегами, которые на этот раз приехали во Львов в составе чудесного международного проекта «Klezmer-Alliance» (Молдова-Германия-Великобритания).

Среди множества песенных жемчужин был и настоящий пуримшпиль, и хотя до весны летом дальше, чем когда-либо, смотрелся он более чем своевременно, особенно учитывая все события этого года.

Вот он — театр еврейской песни! Музыканты на ходу перевоплощаются в героев повествования, взаимодействуют, шутят и хулиганят по-доброму, не забывая, о ЧЕМ эта вещь на все времена…

Джазово-клезмерский феерический номер! Прелестная Эстер — а малке («царица» на идиш, ред.) получилась из коронованной Сюзанны, а «лучший клезмерский ударник по эту сторону Атлантики», как заслуженно называет мировая пресса музыканта из Великобритании Гая Шалома — еще одну большую звезду нынешнего фестиваля, изменял своему любимому делу с искусством сцендвижения, оторвавшись от ударной установки, натянув шутовской колпак и представ перед зрителем в образе рассказчика. Он оказался удивительно пластичным, и, пожалуй, был бы принят в Вахтанговскую «Принцессу Турандот», если бы не языковой барьер. Впрочем, не смотря на то, что повествование шло на английском и идиш, барьера с залом не существовало никакого, как и положено всему НАСТОЯЩЕМУ в театре.

В общем концерт «Дух свободы» был очень настоящим во всем. Конечно, это относится и к выступлению трио «Sklamberg & The Shepherds», о которых чудесно написала моя коллега Сашенька Гурвиц в предыдущем номере, и к восторженной реакции зрителя на все номера огромной программы, без исключения. И, в первую очередь, это относится к лемковской песне «Пливе кача по Тисині», которая завершила вечер, песне, что надолго станет символом неизмеримой никакими мерами и весами боли.

Её решено было исполнить a capella. И это по-своему символично, ведь когда человек остаётся наедине с болью, у него нет другого инструмента, кроме струн собственной души, а это — самый честный инструмент.

Голос Алины Ивах, нашей Алины, живущей сейчас в Москве и каждой клеточкой переживающей сегодняшние беды, стал таким инструментом и ее исполнение песни «Пливе кача по Тисині» нашло отклик в сердце каждого.

Тогда еще Алина не знала, что спустя месяц в Донецке погибнет ее друг… Но живет же на свете такое иррациональное понятие, как Надежда, чьим светлым именем назван гимн Израиля… Живет культура, которая восстаёт против варварства и иногда освобождает от страха (сколько людей после концерта сказали, что на эти несколько часов они стали бесстрашными), а иногда сама напоминает нам о страхе потерять человеческий облик и заставляет нас действовать — «Люди! Ведь мы же — люди!» — как у Шолом-Алейхема. И это было недавно, это было давно, это было всегда, в разные периоды человеческой эволюции на долгом, а может быть, и вечном пути исхода человечества от рабства к свободе.

В качестве послесловия добавлю лишь одно.

Найти информацию о своих предках Алану Берну помогали многие (экскурсовод Татьяна Сукоркина, мэр города Рогатина, Рогатинский краеведческий музей), а нить поисков вывела на музей Р. Шухевича в местечке Княгиничи, где сотрудники музея предоставили Алану уникальные материалы о жизни евреев того времени, и где он нашел очень важные частички мозаики истории своей семьи. Как причудливо тасуются колоды карт… тронешь ниточку — и купол неба качнется.

Саша СОМИШ

 
 
LvivKlezFest-2014. Просто чтобы побыть вместе... Print
x

Сезон львовских музыкальных фестивалей подходит к концу, уже пролетел «Альфа-Джаз-Фест», Международный фестиваль симфонической музыки «Виртуозы» собрал своих почитателей, Неделя моды «Lviv Fashion Week», День города Львова... Каждый вечер в течение всего сезона на площади Рынок под открытым небом танцуют львовяне и гости города под музыку хорошего львовского джаза, зажигательной румбы или страстного танго. Среди всех этих событий особое место занимает «LvivKlezFest», за последние годы выросший до внушительных размеров и теперь уже прочно стоящий в ряду крупных и солидных фестивалей клезмерской музыки, удивительный по своей тематике, масштабу и отсутствием коммерческой составляющей — вся прибыль фестиваля идет на благотворительные и социальные нужды.

Как говорят сами организаторы, «LvivKlezFest» — это множество фестивалей в одном». И это действительно так — в этом году фестиваль занял две недели, в течение которых, помимо сногсшибательных выступлений звезд клезмерской музыки, происходило много интересного. Впрочем, «LvivKlezFest» всегда сопровождается обилием отдельных концертов и музыкальных событий, проходящих в разных частях города или, как в этом году, за его пределами (я имею в виду выездной концерт в Луцке), и этот «шлейф» сопутствующих мероприятий тянется, тянется... Мы для нашей обзорной статьи из-за небольшого объёма газеты из всего множества мероприятий фестиваля отобрали те, которые, на наш взгляд, нельзя было не посетить в 2014 году как закалённым в поездках меломанам, так и новичкам.

«LvivKlezFest», будучи хоть и молодым мероприятием, представляет собой на сегодняшний день фестиваль, приближённый к европейскому уровню. Это касается как различных задумок организаторов, воплощаемых на территории фестиваля, так и, собственно, лайн-апа: в этом году в качестве хедлайнеров были заявлены легенды клезмерской музыки - неподражаемый Лорин Скламберг и гениальный Мерлин Шепперд.

Акцент в концертной программе фестиваля был сделан на группы, играющие преимущественно традиционную клезмерскую музыку. Лайн-ап пестрил громкими именами: Фима Чёрный, Сюзанна Гергус, Полина Шепперд...

В то же время на нескольких концертных площадках города выступали музыканты и коллективы всех подстилей этой обширной музыкальной культуры, радующие зрителя многообразием и манер, и репертуара. Достаточно вспомнить романтичных шведов (группа «Louisa Lyne Un Di Yiddishe Kapelye») или хулиганистых парней из «Кноблаха» (Германия).

    

    

    

Нередко на «LvivKlezFest» музыканты выступают с эксклюзивными концептуальными концертами - в 2014-м эта роль была отведена двум проектам: «Semer Lebel Reloaded” - интересной работе музыкантов из разных стран над восстановлением записей XX века, сделанных в немецкой студии, и концерту «Песни-Мотанки» блистательной Алины Ивах, которая тонко и артистично соединила две музыкальные культуры - украинскую и еврейскую.

    

В то же время в программу фестиваля вошли отдельные концерты (например, концерт трио «Sklamberg & The Shepherds» (США - Великобритания) или «Varnichkes-Folk» (Украина), сохранившие камерность и уютную атмосферу, что идеально подошло тем, кто предпочитает наслаждаться любимой музыкой в окружении менее масштабной толпы слушателей, чем
на других подобных мероприятиях.

    

На фестивале функционировал огромный тематический «рынок». «LvivKlezFest» - это что-то вроде воркшопа, в котором, наряду с выступающими на фестивале артистами, могут участвовать и зрители, занимающиеся музыкой или танцами. Так, например, замечательный мастер-класс по ашкеназским танцам, проведенный Марком Ковнацким (Германия) и Геннадием Фоминым (Украина) и собравший огромное количество участников, к концу его проведения превратился в настоящий праздник танца.

Помимо музыки, большое внимание на фестивале было уделено кино и другим видам искусства.

Каждый раз поражаюсь профессионализму и таланту семьи Евшиных. В этом году эти замечательные актёры театра «Гаудеамус» сделали гостям фестиваля поистине царский подарок, озвучив израильский фильм «Сват». И знаете, что мне ответила Дина Евшина относительно сложности данной работы: «С таким материалом работать - одно удовольствие». К слову, это чистой воды подвижничество, ведь фестиваль не имеет возможности оплачивать такого рода работу.

Эти две фестивальные недели вместили в себя и различные выставки (а точнее, их было три!!!), и спектакль.

Вячеслав Ольховский в очередной раз обратился к творчеству Шолом-Алейхема и в очередной раз поразил зрителя точностью попадания. Спектакль «Люди» так перекликается с горьковским «Дном», что невольно утверждаешься в мысли, что большие Художники — вне места, вероисповедания, национальности.

    

    

Место для представления подобрано самое верное. Небольшой зал «ТЮЗа». Минимум декораций. Полутёмная сцена. Люди в непонятной одежде, разбросанные по ней в разных позах. Каждый занят своим делом, но стоит пробежать малейшей искорке ссоры, как в нее моментально включаются все. Стоит поверить; жизни-то у них разные, беда - одна.

Независимо от того, читал ты подлинник или нет, но в полной мере ощущаешь темный мир обитателей этого дома.

Есть некоторые неточности, некоторые несовпадения с твоим представлением о происходящем, но после спектакля хочется спорить, обсуждать и те, кто шёл, чтобы увидеть маленького человека, борющегося за право называться Человеком, то его и увидели, кто шёл в этот вечер на Дно, тот там и оказался.

Художественное направление фестиваля поразило своим разнообразием. В экспозиции выставки «Очертания еврейского квартала» (совместная работа Музея истории Львова и музея «По следам галицких евреев») были представлены различные исторические материалы: книги, официальные документы, художественные произведения, культовые предметы и пр.

Выставка «Евреи, которые прославили Львов» информативна, цепляла за живое, сам лично слышал, как два известных еврея говорили с организаторами о необходимости продления данной работы и их желании её поддержать. Данный проект может быть особенно полезен для младшего и среднего поколения (знай наших!), он позволяет львовянам и гостям города познакомиться с биографиями тех, кто внёс неоспоримо огромный вклад в науку, историю и культуру Львова, прикоснуться к прошлому и, возможно, лучше осознать настоящее еврейского мира.

    

Выставка Алёны Фридман «Очарование Львовской сецессии» интернациональна и личностна одновременно, в ней соединилось богатое культурное наследие и талант еврейской Художницы. Вообще, она была ОЧАРОВАТЕЛЬНА.

Вот делаю попытку описать хотя бы часть событий фестиваля и, видя всю безнадёжность данного мероприятия, понимаю, что дело-то даже не в громких именах или интересных задумках, а в том, что «LvivKlezFest», бесспорно, является одним из тех фестивалей, на которые едут не столько ради концертов конкретных групп, сколько ради атмосферы.

На «LvivKlezFest” кажется, что фестиваль - это большой семейный праздник, во время которого евреи приглашают в гости своих соседей - украинцев, поляков, армян, русских. Приглашают, чтобы поделиться радостью - к нам приехали прекрасные музыканты, чтобы поплакать над общей болью - обесцененной человеческой жизнью (как в спектакле «Люди», как в сегодняшних событиях в Украине), чтобы помечтать о славном будущем, обернувшись на хорошее прошлое (как на фестивальных выставках), чтобы... Да Б-г его знает, для чего ещё... Просто чтобы побыть вместе. Без страха и сомнений.

Игорь РЕЗНИК

 

 

 
 
LvivKlezFest-2014. Вкусный Батл Print
x

Читаю программу фестивальных мероприятий - все очень интересно, везде хочется побывать. Но вот что-то новенькое. Такого еще не было. Кулинарный «батл» c концертом вокально-инструментального ансамбля «Варничкес-фолк». Батл? Что это и с чем его едят? Спрашиваю у друзей, соседей, знакомых. Подсказал внук. Это битва. И, таки - да, связанная с едой. Кулинарная битва. Интересное вкусное соревнование, рядом с которым сосуществует прекрасный душевный концерт. Непременно пойду, ведь я не только люблю музыку и песни на идиш, но и умею готовить. Поэтому всегда рада узнать и попробовать что-то новенькое.

7 июля собираются люди на концерт вокально-инструментального ансамбля с кулинарным названием «Варничкес-фолк» во «Львовской копальне кавы». Первое, что приходит на ум, — речь пойдет о варениках. Но не все так просто. Это относится и к названию ансамбля, и к музыке, которую он исполняет. «Варничкес» — название традиционного блюда еврейской кухни, которое представляет собой кашу с макаронами (!!!), а вовсе не вареники.

Люди приходят нарядные, веселые и, наверное, чуть-чуть голодные — у всех как-то странно поблескивают глаза. Все в предвкушении качественной, интересной и для многих родной музыки и песен. Все хотят услышать любимую музыку и увидеть, как будет проходить кулинарный батл. Концерт «Варничкес-фолк» проходит на «ура». Зрители подпевают, подтанцовывают и просто получают заряд позитивной энергии, которая помогает жить дальше в это непростое время. Долго не стихают аплодисменты. Вокалисты группы Саша Сомиш, Саша Гурвиц, Ваня Попатенко и другие сделали подарок своим почитателям – разучили и исполнили новую песню из репертуара легендарной группы «Клезматикс» с символическим названием «Я не боюсь».

Участниками кулинарного соревнования стали Галицкая еврейская кнайпа «Под Золотой Розой» и кафе «Иерусалим». Что же будут готовить участники соревнования?

Коронное блюдо еврейской кухни, название которого вошло в русскую и украинскую речь с отдельным значением – «то, что надо, высший класс, лучше не бывает». Все эти значения как нельзя лучше передают вкусовые особенности цимеса. Существует множество рецептов его приготовления. Он может быть более сладким как десерт, или более острым как закуска. Но именно своеобразное сочетание сладости и остроты придают этому блюду особую пикантность. Каждый повар индивидуально подбирает пропорции и держит их в секрете.

    

Пока шеф-повары со своими помощниками готовили цимес, ведущие этого праздника – очаровательная Саша Сомиш и Владимир Расин – задавали веселые музыкальные вопросы, загадывали кулинарные загадки и просто веселились вместе со зрителями. После этого у каждого была возможность попробовать цимес одной и другой команды и отдать свой голос за понравившееся блюдо. Особенно накалились страсти во время голосования – ведь каждый хотел, чтобы выиграла именно его команда. С большим отрывом победила команда кафе «Иерусалим». Но сами зрители признавали, что сделать выбор им было сложно, потому что хотелось отметить обе команды. В связи с этим предлагаю на следующий кулинарный батл ввести несколько номинаций и голосовать и награждать команды в разных категориях. Надеюсь, что кулинарный батл еще состоится не раз, как и концерт «Варничкес-фолк».

Уверена, что и зрители, и участники соревнования получат массу удовольствия как от новых песен, так и от новых блюд. Спасибо фестивалю и Хэсэду, что подарили всем нам незабываемые эмоции.

Саша СТЕПАНЮК

 
 
<< Start < Prev 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Next > End >>

Page 1 of 15
 
sitemap